Обобщающий урок по теме «Тип моллюски»

  • Порхачева Ирина Петровна, преподаватель биологии

Разделы: Биология

Цели урока:

Учебные:

  • Расширить знания учащихся о представителях типа Моллюски, об их значении в природе и для человека, об их уникальности.
  • Отработать навыки узнавать представителей Моллюсков по фотографиям, рисункам и раковинам.
  • Развивать умения составлять cхемы, таблицы, работать с дополнительной литературой и представлять свои сообщения.

Воспитательные:

  1. Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий, критическому оцениванию выступлений учащихся, воспитанию уважения к мнению и знаниям своих товарищей.
  2. Осуществлять экологическое воспитание через расширение знаний об окружающем мире.
  3. Осуществлять военно-профессиональную направленность: самостоятельность, организованность, умения преодолевать трудности.
  4. Осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование отношений и категорий: ответственность, долг, нормы поведения.

Задачи развития суворовцев:

  1. Осуществлять развитие силы воли, интеллектуально-эмоционального компонента, познавательных интересов через:
    • умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи учебного материала и жизни;
    • составление конспекта, кластера, таблицы;
    • формулирование выводов, ключевых и контрольных вопросов.
  2. Для решения задач развития мышления учащихся в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу.
  3. Формировать умения преодолевать трудности, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: нестандартные задания, планирование деятельности и ее результатов.

Методические цели: показать методические приемы формирования экологической культуры учащихся путем развития познавательного интереса и творческой активности на уроке.

Материальное обеспечение урока: таблицы с изображениями моллюсков, коллекция раковин моллюсков, презентация, ИАД, раздаточный материал, сообщения учащихся.

Методы работы: частично-поисковый, применение ранее полученных знаний, творческий подход к учебной деятельности в использовании дополнительной литературы, контроль знаний.

Ход урока

«Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной»

Целеполагание, мотивация

Перед уроком на перемене в кабинете организована выставка раковин моллюсков и все желающие могут полюбоваться на их разнообразие (играет песня в исполнении Аллы Пугачевой «Этот мир придуман не нами…»).

Сегодня мы совершим с вами небольшое путешествие по морским глубинам и познакомимся с необыкновенными представителями этого удивительного мира. О ком же пойдет сегодня речь? Отгадайте загадки:

По дорожке лезут рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко
Рожки спрятались опять.

Кто на себе
Свой домик носит?
Круглый домик.
Может, гномик
В этом домике живет?
Он волшебный,
Этот домик,
По дорожке он ползет!

Сегодня мы продолжаем изучать удивительный и загадочный мир моллюсков.

Поднимите руки те, кто из вас были на океане, на море, на реках и озерах. Видели вы там представителей типа Моллюски? А кто из вас пробовал блюда из моллюсков? Вот сегодня вы и расскажите об этих необыкновенных животных. Но сначала давайте вспомним, кто к ним относится и как же их можно различить между собой.

Ученики сидят по отделениям, у каждого на столе лист с заданиями (Приложение №1). Каждое отделение получило задание приготовить дополнительный материал по разным классам моллюсков. За каждый ответ ученик получают жетон в виде осьминога (Приложение №2) и конечная отметка за урок складывается из правильности выполнения задания и активности на уроке.

Сравнение моллюсков разных классов

На прошлых уроках мы познакомились с классами брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Давайте вспомним представителей этих классов. Какие признаки позволяют их объединить в один тип? Чем различаются эти классы?

Учащиеся заполняют таблицу «Сравнение классов моллюсков»:

Характеристика

Класс Брюхоногие

Класс Двустворчатые

Класс Головоногие

Представители

черноморская рапана, прудовики, виноградная улитка, слизни.

мидии, беззубки, перловицы, устрицы

осьминог, кальмар, каракатица, наутилус

Признаки

  • спирально-закрученная раковина,
  • мускулистый язык-терка,
  • сердце 2-х камерное.
  • отсутствие головы,
  • раковина двустворчатая,
  • способ питания — фильтрация (сифон),
  • органы дыхания — жабры,
  • сердце 3-х камерное,
  • в основном раздельнополые.
  • нет раковины,
  • тело делится: голова, щупальца, воронка;
  • органы дыхания — жабры;
  • сердце 3-х камерное.

(Работа проводится на ИАД и обсуждается с учениками, слайд №3) (Приложение 5)

Значение моллюсков в природе и для человека

Моллюски очень разнообразны и имеют огромное значение в природе и для человека.

Давайте вспомним значение моллюсков в природе. Учащиеся обсуждают и работают с интерактивной схемой на доске (слайд №4). (Приложение 5)

Значение моллюсков для человека еще более значимо. Приготовьте в тетради таблицу и, далее, слушая выступления своих товарищей о необыкновенных моллюсках, заполните ее (слайд №5). (Приложение 5)

Таблица «Значение моллюсков для человека»:

Значение моллюсков для человека

Название моллюсков

Необыкновенные моллюски

Тип Моллюски насчитывает 130 тысяч видов. О некоторых из них мы сегодня поговорим (доклады и презентации учащихся. Приложение №4). Все ученики слушают и заполняют таблицу «Значение моллюсков».

Значение моллюсков для человека

Обсуждение самостоятельной работы учащихся по заполнению таблицы (слайд №19). (Приложение 5)

Моллюски чемпионы

Сообщения учащихся

1. Самым крупным беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой Зеландии штормом был выброшен кальмар длиной 17,37 м. Два самых длинных его щупальца были по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.

2. Самые большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.

3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.

4. Самой быстрой наземной улиткой считается обыкновенная садовая улитка Хеликс асперза. Расстояние в 31 см она преодолевает за 2 мин. 31 сек.

5. Самые ценные раковины имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр вида ципреи был продан в Нью-Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.

6. Самая большая жемчужина была размерами с голубиное яйцо и весила 6,8 г. Стоимость этой жемчужины – 350 кг золота.

7. Укус морских улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление и иногда остановку дыхания.

8. Европейская устрица может менять свой пол несколько раз в год. Созревшая для размножения, она сначала функционирует как самка, а через некоторое время как самец и так по нескольку раз.

9. Присоски осьминогов обладают большой силой. На каждом щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна присоска диаметром 6 мм удерживает вес в 170 г.

10. Ежегодно во всем мире добывается свыше 800 000 т мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 т. телятины.

Закрепление материала

Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте: (слайд №20–21, раздаточный материал). (Приложение 5)

Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля!» — закричал Коля, снимая джемпер, —»лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей…». А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя»

Ответ: осьминог, гребешок, катушка, лужанка, прудовик, рапана, перловица, тридакна, устрица, мидия.

Охраняемые виды моллюсков

Моллюски в настоящее время подвергаются самым разнообразным воздействиям со стороны человека, из которых основными можно считать те, которые связаны с изменением их среды обитания. Всего в Красную книгу МСОП занесены 123 вида и подвида моллюсков. Они стали редкими или находятся под угрозой исчезновения. Как и все остальное живое на нашей планете, они заслуживают охраны. Об этом нужно помнить всем, поскольку это один из элементов живой природы. Встретив этих животных в природе, не стремитесь уничтожать их, а понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного для себя! (слайд-фильм № 22–36). (Приложение 5)

Итог

Рефлексия:

Напишите свое мнение об уроке на щупальцах осьминога (Приложение №3)

(уч-ся пишут пожелания с комментариями на интерактивной доске, слайд №37) (Приложение 5)

Задание на самоподготовку: составить загадки, синквейны и кроссворды на тему «Моллюски».

Список литературы:

  1. Жукова Т.И. Часы занимательной биологии. М. Просвещение 1973.
  2. Кочетова Н.И., Парамонова И.М. Они должны жить. Моллюски, кольчатые черви. М. Агропромиздат 1988.
  3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М. Просвещение. 1981.
  4. Обердиенко М.Н. Тип Моллюски. Фестиваль открытых уроков.
  5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии М. Вако 2004.
  6. ru.wikipedia.org/wiki/Пауль (осьминог).

>Сравнительная характеристика классов типа Моллюски

Моллюски

краткое содержание других презентаций

«Классификация моллюсков» — Способ питания двустворчатых — биофильтрация воды. Г (у всех, кроме двустворчатых) Б (у головоногих) Е (присутствуют все) А (желудочек) Г (устрица). Сердце. Брюхоногие. Двустворчатые. Используются в пищу морские виды — трубач, береговая улитка и некоторые другие. 1С: Репетитор. Тело животных разделено на голову и туловище. Нервная система. Биология. Средняя кишка. По бокам желудка помещается парная печень, проток которой открывается в желудок..

«Общая характеристика моллюсков» — Проверочная работа. Малакология (наука о моллюсках). Причины высокой численности моллюсков. Брюхоногие. Соотнесите системы внутренних органов. Сделайте 15 колебательных движений глазами. Дайте определения терминам. Моллюски. Чем можно объяснить причины такой высокой численности моллюсков. Некоторые виды моллюсков имеют глаза. Характеристика класса. Среди моллюсков нет паразитических форм. Физкультминутка.

«Строение осьминога» — Употребление в пищу людьми. Известнейший осьминог Пауль. Места обитания. Питание. Выдержка из энциклопедии. Легенды и дурная репутация. Размножение. Поведение. Информация. Особенность. Осьминоги. Изучение. Структура проекта.

«Признаки моллюсков» — Кровеносная система. Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Внутреннее строение беззубки. Внутреннее строение. Нервная система. Несегментированные животные. Пищеварение. Класс Головоногие. Тип Моллюски. Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые. Общая характеристика. Тело состоит из туловища и ноги. Класс Головоногие моллюски. Пищеварительная система. Тело состоит из туловища, головы и ноги. Тело состоит из головы и ноги.

«Особенности строения моллюсков» — Внутреннее строение двустворчатых моллюсков. Класс головоногие. Внешнее строение брюхоногих моллюсков. Класс бороздчатобрюхие. Класс панцирные. Класс двустворчатые. Изучение внешнего строения и способа передвижения. Во время роста моллюска растёт и его раковина. Внутреннее строение брюхоногих моллюсков. Класс моноплакофоры. Общая характеристика моллюсков. Тип моллюски или мягкотелые. Современный наутилус.

«Представители моллюсков» — Роль в природе. Рот находится на нижней стороне головы. Лопатоногие морские моллюски. Самые подвижные среди моллюсков. Твердые пластины. Моллюски. Существа безголовые. Бороздчатобрюхие. Моноплакофоры. Полиплакофоры.

Всего в разделе «Моллюски» 29 презентаций

Сравнительная характеристика основных классов моллюсков

Признаки К л а с с ы
Брюхоногие Двустворчатые Головоногие
Представители Прудовики, слизни, виноградная улитка, рапаны Беззубки, перловицы, шаровки, морские гребешки, мидии, жемчужницы Осьминоги, кальмары, каракатицы
Среда обитания Пресные водоемы, моря, влажные места суши Пресные водоемы и моря Полносоленые теплые моря
Симметрия тела Асимметричное Двустороннесимметричное Двустороннесимметричное
Части (отделы) тела Голова, туловище, нога Туловище, нога Голова, туловище
Органы на голове Одна — две пары щупалец, одна пара глаз Головы нет Щупальца, образовавшиеся из части ноги, сместившиеся на голову и окружающие рот; два крупных глаза
Органы, измельчающие пищу Язык с многочисленными роговыми зубчиками – радула (терка) Отсутствует, имеются ротовые лопасти Две толстые изогнутые роговые челюсти. Обычно есть радула (терка)
Раковина Единая (в виде завитка) или редуцирована Из двух створок с эластичной связкой на спинной стороне Остатки редуцированной раковины под кожей или отсутствует
Нога Мускулиятая, занимает всю брюшную сторону тела Мускулистая, в виде клина брюшной части тела Расщеплена на щупальцы
Передвижение При помощи ноги При помощи ноги или (редко) реактивным способом (выталкивание воды из мантийной полости) При помощи щупалец и реактивным способом
Органы дыхания Легкое – легочная полость, образованная мантией между телом и частью раковины Пластинчатые жабры по бокам туловища Жабры
Нервная система Окологлоточные узлы Три пары нервных узлов Нервные узлы, образующие окологлоточную массу
Органы выделения Одна пара почек Одна пара почек Одна или две пары почек
Размножение и развитие Обычно раздельнополые, развитие — прямое В большинстве раздельнополые. Развитие с превращением (личинка — глохидий) Раздельнополые. Половая железа непарная. Развитие прямое.

Значение моллюсков:

— пища многих животных;

— фильтраторы (одна устрица за 1 час фильтрует 10 литров воды)

— промежуточные хозяева печеночного сосальщика (в частности большой прудовик)

— вредители устричных и мидиевых банок (поселений)

— получение перламутра, жемчуга

— «корабельный червь» повреждает деревянные части судов, сваи

— вредители сельскохозяйственных растений (слизни, виноградная и другие улитки)

— пищевой продукт и корм сельскохозяйственных животных (устрицы, мидии, морские гребешки). Некоторых разводят на морских фермах.

  1. Тип Членистоногие

Членистоногие — самый многочисленный из современ­ных типов животных, объединяющий свыше 1,5 млн, видов. К ним относятся водные и сухопутные формы, обладающие членистыми конечностями и сегментиро­ванным телом. Среди беспозвоночных членистоногие представляют наиболее высокоорганизованных живот­ных (не считая класс головоногих моллюсков, которые по уровню организации в некоторых отношениях стоят выше членистоногих). Многообразие и процветание чле­нистоногих объясняется тем, что в процессе эволюции их предки под влиянием условий жизни приобрели ряд особенностей (ароморфозов), развитие которых обеспечило чрезвычайно широкие возможности расселения этой группы животных и приспособления их к самым разно­образным условиям существования.

Общая характеристика типа:

1. Тело членистоногих сегментировано, но, в отличие от кольчатых червей, сегменты членистоногих неод­нородны и обладают различным строением в разных участках тела. Это приводит к разделению тела на три функционально различных отдела: голову, на ко­торой помещаются рот и органы чувств, грудь, выполняю­щую в основном двигательную функцию, и брюшко, заключающее в себе большую часть внутренних орга­нов. Высшей степени эта дифференцировка достига­ет у насекомых.

2. Конечности членистоногих состоят из члеников, по­движно соединенных между собой и телом посредством суставов. Расположенные в разных отделах конечно­сти часто специализируются для выполнения разнооб­разных функций — движения, захвата и измельчения пищи, дыхания, оплодотворения. Развитие членистых конечностей, сгибающихся в суставах, возможно толь­ко при наличии твердого скелета. Таким скелетом у членистоногих является хитиновый покров.

3. Тело членистоногих покрыто хитиновой кутикулой, которая не только защищает членистоногих от не­благоприятных воздействий внешней среды, но и слу­жит наружным скелетом, к которому прикрепляют­ся мускулы.

4. Мускулатура членистоногих представлена отдельны­ми мышечными пучками, образованными поперечно-полосатой мышечной тканью, прикрепляю­щимися к наружному покрову. Мышцы внутренних органов слагаются из гладких волокон. Наличие поперечно-полосатых мускульных волокон обеспечивает более быстрое сокращение и бо­лее четкую работу мышц. Кожно-мускульного мешка, характерного для кольчатых червей, у чле­нистоногих нет.

5. Полость тела членистоногих смешанная — миксоцель. У эмбрио­нов она образуется в результате слияния первичной полости тела и сегментированного целома. В ней на­ходятся внутренние органы.

6. Нервная система членистоногих похожа на таковую у кольчатых червей. В голове над глоткой находит­ся парный надглоточный нервный узел, соединен­ный с парным подглоточным нервным узлом двумя тяжами, охватывающими с боков глотку. От подглоточного узла начинается брюшная нервная це­почка.

7. Органы чувств членистоногих отличаются сложнос­тью строения и совершенством функций. Имеются хорошо развитые глаза, органы осязания и обоняния.

8. Органы дыхания у большинства водных членисто­ногих — жабры. У наземных и некоторых водных видов органами дыхания служат легкие и трахеи.

9. Пищеварительная система членистоногих состоит из трех отделов — передней, средней и задней кишки, Имеются пищеварительные железы. Форма и строе­ние ротовых органов и некоторых отделов пищева­рительной системы разнообразны в зависимости от способа питания и характера пищи.

10. Кровеносная система членистоногих — незамкнутая. От расположенного на спинной стороне тела сердца (или ряда следующих друг за другом сердец) к раз­личным частям тела отходят кровеносные сосуды. Находящаяся в них гемолимфа изливается в полость тела и омывает внутренние органы. В сердце гемолимфа засасывается из полости тела через отверстия в его стенках. Гемолимфа — бесцветная или зеленая жидкость, выполняющая функцию крови у беспозвоночных с незамкнутой кровеносной системой. У насекомых, в связи с развитием трахей­ной системы, функции ее ограничены в основном доставкой питательных веществ от кишечника к раз­личным органам.

11. Органы выделения представлены у ракообразных видоизмененными метанефридиями, расположенны­ми в головном отделе животного. У паукообразных имеются мальпигиевы сосуды (тонкие слепые отроcтки кишечника) и измененные метанефридии. У на­секомых органами выделения служат мальпигиевы сосуды.

12. Размножаются членистоногие только половым способом. Подавляющее большинство раздельнополо, лишь некоторые паразитические и сидячие формы — гермафродиты.

Наиболее распространенных три класса членистоно­гих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 6703. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Общая характеристика моллюсков.

1. Тело не сегментировано.

2. Большинство имеют раковину.

3. Тело снаружи покрыто особой кожной складкой ― мантией.

4. Питание: а) активное (скобление, хищничество); б) пассивное (фильтрация)

5. Дыхание: легкими (особый карман мантии) или жабрами.

6. Кровеносная система незамкнутая, имеют сердце. Кровь ― гемолимфа.

7. Нервная система узловая. У малоподвижных органы чувств развиты слабо, у активных хорошо
Основные ароморфозы:
1. Слияние сегментов в отделы тела (усиление функциональной значимости органов).
2. Образование нервных узлов в отделах тела.
3. Появление сердца, увеличение скорости кровообращения.
4. Появление пищеварительных желез, более полное расщепление пищи.

Сравнительная характеристика основных классов моллюсков

Признаки

Классы

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Местообитания

В основном суша и пресные водоемы

Пресные водоемы и моря

Соленые теплые моря

Симметрия тела

Асимметричные

Двусторонне-симмет-ричные

Двусторонне-симмет-ричные

Части тела

Голова, туловище, нога

Туловище, нога

Голова, туловище

Органы, имеющиеся на голове

1―2 пары щупалец, 1 пара глаз у основания или на концах верхней пары щупалец

Головы нет

Щупальца, образовавшиеся из части ноги, сместившейся на голову и окружающие рот; 2 крупных глаза

Раковина

Единая в виде завитка или редуцирована

Из двух створок с эластичной связкой на спинной стороне

Остатки редуцированной раковины под кожей или отсутствует

Нога

Мускулистая, занимает всю брюшную сторону тела

Мускулистая, в виде клина брюшной части тела

Расщеплена на щупальца

Передвижение

При помощи ноги

При помощи ноги или (редко) реактивным способом (выталкивают воду из мантийной полости)

При помощи щупалец (рук) и реактивным способом (выталкиванием воды из мантийной полости через воронку)

Органы дыхания

«Легкое» ― полость, образованная мантией между телом и частью раковины; у морских видов могут быть жабры

Пластинчатые жабры по бокам тела

Жабры

Нервная система

Окологлоточные ганглии

3 пары ганглиев

Ганглии образующие общую окологлоточную массу («головной мозг»)

Органы выделения

1 пара почек

1 пара почек

1 или 2 пары почек

Размножение и развитие

Обычно раздельнополые, развитие прямое

Большинство раздель-нополые, развитие с превращением (личинка ― глохидий)

Раздельнополые. Половая железа непарная. Развитие прямое.

Значение в природе и жизни человека

  • В природе:

а) звено в цепях питания (например: сухопутные моллюски служат пищей жабам, кротам);
б) двустворчатые моллюски фильтруют воду (одна устрица за час фильтрует около 10 л воды).

  • В жизни человека:

а) употребляются в пищу и на корм животным (устрицы, мидии, кальмары, осьминоги, перловицы и беззубки)
б) добыча жемчуга (жемчужницы) и перламутра, а также биссуса;
в) корабельные черви способствуют разрушению деревянных судов;
г) рапана ― поедает устриц и мидий на плантациях;
д) слизни поедают листву сельскохозяйственных растений;
е) являются промежуточными хозяевами паразитических червей (малый прудовик ― сосальщик);
ж) есть ядовитые, опасны для ныряльщиков (конусы, некоторые осьминоги).

Занимательные факты

Самая крупная жемчужина 24 см в длину и 14 см в поперечнике была найдена в раковине моллюска коралловых рифов тридакны у Филиппинских островов. Такой моллюск имеет длину раковины до 1,4 м, вес ― около 200 кг, масса тела составила около 30 кг. К сожалению, жемчуг, в отличие от драгоценных камней, не вечен: через 50―60 лет после того, как жемчужина извлечена из моллюска, она начинает покрываться трещинами. Максимальный срок «жизни» жемчужины как украшения не превышает 150 лет; это связано с высыханием органических слоев внутри нее.

Биссус вырабатывают мидии и пины. Это нити прикрепляющие раковину к субстрату. По свойствам это шелковистые нити желтоватого или коричневатого цвета, эластичные, прочные, с необычным блеском, содержат белковое вещество близкое к фиброину в составе шелка. Длина биссусных волокон достигает 30 см. Из биссуса делали красивые кружева и ткани. Первые указания на использование биссусных нитей для прядильно-ткацкого производства относятся ко II и III вв. н.э. В XVIII в. в европейских странах из «ракушечного шелка» выделывали чулки, перчатки, кошельки, кружева, а также головные уборы, куртки и платья. Естественно, изделия из такого дорогого материала ценились очень высоко: в Италии в конце XVIII в. пара перчаток из «ракушечного шелка» стоила 20 золотых дукатов.

Головоногие моллюски, без сомнения, самые агрессивные и воинственные обитатели моря. Хотя врагов у них предостаточно. Но головоногие моллюски не сдаются без борьбы. Одно из самых удивительных защитных приспособлений, которое головоногие моллюски приобрели в процессе эволюции, это чудо-оружие ― чернильная бомба. Чернила вырабатывает особый вырост прямой кишки, называемый чернильным мешком. Он состоит из двух частей: в одной части чернила вырабатываются, а в другой накапливаются. В момент опасности все содержимое мешка выбрасывается. Но уже через несколько минут, моллюск опять готов отразить любую атаку. Но этим не исчерпываются все возможности чернил. В 1956 г. доктор Д.Хол опубликовал в английском журнале «Нейчер» интересные наблюдения за поведением кальмара. Зоолог посадил кальмара в кадку и попытался поймать его рукой. Когда его пальцы были уже в нескольких дюймах от цели, кальмар внезапно потемнел и, и как показалось Холу замер на месте. В следующее мгновение Хол схватил … чернильный макет, который развалился у него в руках. Обманщик плавал в другом конце кадки. До чего тонкий маневр! Кальмар ведь не просто оставил вместо себя свое изображение. Нет, это сцена с переодеванием. Сначала он резкой сменой окраски привлекает внимание противника. Затем тут же подменяет себя другим темным пятном ― хищник автоматически фиксирует на нем свой взгляд ― и исчезает со сцены, переменив «наряд». Обратите внимание: теперь окраска кальмара не черная, а белая.

Чернила головоногих моллюсков обладают и еще одним удивительным свойством. Американский ученый Мак-Гинити провел серию экспериментов над калифорнийским осьминогом и муреной. И вот что установил: чернила осьминога, оказывается, парализуют обонятельные нервы хищных рыб.

Опасны ли чернила головоногих для человека?

Ответить на этот вопрос попросим такого знатока подводной охоты, как Джеймс Олдриджа. От пишет: «Я настолько свободно вел себя с осьминогом, что получил струю чернил прямо в лицо. А так как я был без маски, то жидкость попала мне в глаза и ослепила. Окружающий мир от этого, правда, не потемнел, а окрасился в чудный янтарный цвет. Все вокруг казалось мне янтарного цвета до тех пор, пока пленка этих чернил держалась у меня на глазах. Это длилось минут десять или около того. Этот случай не повлиял на мое зрение».

Однако осьминоги и каракатицы обладают еще одним удивительным приспособлением, позволяющим им избегать встречи с врагом. Оказывается, они обладают исключительной способностью к маскировке, поэтому их смело можно назвать ― «королями камуфляжа».

Издавна известна способность головоногих моллюсков к свечению. Французский натуралист Жан Батист Верани любил приходить на берег моря, когда рыбаки возвращались с уловом. Однажды недалеко от Ниццы он увидел на берегу толпу людей. В сети попалось существо совершенно необычное. Тело толстое ― мешком, как у осьминога, но щупалец десять, и связаны они тонкой перепонкой. Верани опустил причудливого пленника в ведро с морской водой; «в тот же момент, ― пишет он, ― я был захвачен удивительным зрелищем сверкающих пятен, которые появились на коже животного. То это был голубой луч сапфира, который слепил меня, то опаловый ― топаза, то оба богатых оттенками цвета смешивались в великолепном сиянии, окружавшем ночью моллюска, и он казался одним из самых чудеснейших творений природы». Так в 1834 г. Жан Батист Верани открыл явление биолюминесценции.

Сравнительная характеристика классов моллюсков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *