Содержание

Возникновение земледелия

Возможно, появлением земледе­лия человечество обязано наблю­дательности женщин. Занимаясь собирательством, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорас­тают, а из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Жен­щины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедоб­ных растений, которые научились выращивать. Например, роди­ной ячменя, риса и чая является Азия, пшеницы — Азия, Африка и Европа, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнеч­ника, какао и тыквы — Америка. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Работа с плугом в Древнем Китае. Старинное изображение

Земледелие было тяжёлым делом. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Поле рыхлили мотыгой, ко­торая сменила палку-копалку — орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Древнее земледелие учёные называют мотыжным. Через несколько тысяч лет был изобретён плуг. На смену мотыжному земледелию пришло плужное.

Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте. Рядом с поселениями зелене­ли поля, на лугах пасся скот. Но не все племена на планете од­новременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.

Вопросы по этому материалу:

  • Объясните значение слов и понятий: присваивающее хозяйство, произ­водящее хозяйство.

  • Почему переход от охоты и собирательства к производяще­му хозяйству называют переворотом в жизни древних людей?

  • Какие изменения в жизни первобытных людей привели к приручению и одомашнению животных?

  • Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству?

  • Почему охотничью собаку первобытные люди хоронили порой с большим почётом?

  • Как возникло земледелие?

  • Как развивались орудия труда земледельцев?

  • Чем отличается мотыжное земледелие от плужного?

  • Какое первое животное приручил человек и почему?

>Возникновение земледелия и скотоводства

Тема: Жизнь первобытных людей

Урок: Возникновение земледелия и скотоводства

Введение

Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство. Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Совершенствуя способы охоты и собирательства, первобытные люди все равно испытывали трудности, связанные с недостатком пищи, они были вынуждены постоянно кочевать в поисках животных и съедобных растений. Люди зависели от природы.

Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зерна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.

Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Люди одомашнили диких собак, свиней, овец, коз и коров (рис. 1). Так из охоты возникло скотоводство.

Рис. 1. Дикие свиньи (Источник)

Переход от присваивающего хозяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. Этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет.

В результате распространения земледелия и скотоводства стали появляться новые орудия труда. Для расчистки лесов под пашню стали изготавливать особо прочные каменные топоры из нефрита, палка-копалка превратилась в мотыгу, каменный нож для срезания колосьев был заменен костяным серпом с каменными вкладышами (рис. 2). Появилось более совершенное оружие для охоты.

Рис. 2. Орудия труда земледельцев (Источник)

Для приготовления и хранения пищи стали использовать глиняную посуду. Примитивные горшки изготавливали из сплетенных из прутьев и обмазанных глиной корзин, позже люди научились обжигать глину. Так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное (рис. 3).

Рис. 3. Керамика (глиняная посуда) (Источник)

Из шерсти овец и волокон льна люди научились изготавливать нити (прядение). С начала люди вручную сплетали нити, затем появился примитивный ткацкий станок. Так возникло ткачество (рис. 4). С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

Рис. 4. Ткацкий станок (Источник)

Переход к земледелию и скотоводству, изобретение ремесел привели к изменениям человеческого коллектива. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами. Между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты, заключались союзы. Несколько родовых общин объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная история для школьников (Источник).
  2. Всемирная история для школьников (Источник).
  3. Всемирная история для школьников (Источник).

Первые земледельцы и скотоводы

Земледелие возникло из собирательства, из подмеченной людьми способности семян растений прорастать и давать урожай. Первоначально это были зерна ячменя и пшеницы. Землю на полях рыхлили при помощи палки с сучком — деревянной мотыги. Серп — орудие труда, которым срезали поспевшие колосья — изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зерна на плоских камнях (зернотерках), получали муку.
Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Поэтому именно здесь более 10 тыс. лет назад, раньше, чем в других районах, возникло земледелие.
Скотоводство появилось примерно в то же время, что и земледелие. А первыми, после собаки, прирученными животными были дикий осел (кулан), дикий баран (муфлон), дикий бык (тур), северный олень и овца.
Начало обработки земли и появление скотоводства так сильно изменили жизнь людей, что ученые называют этот процесс неолитической революцией (неолит — новый каменный век, завершающий период каменного века). Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в пищу. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.
В племенах земледельцев и скотоводов научились из тонких прутьев плести корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Умение изготавливать из камня различные орудия труда достигло большого, совершенства. Женщины освоили прядение и ткачество. У людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.
Племена земледельцев и скотоводов, первыми начавшие возделывать поля и выращивать скот, говорили вначале на очень похожих языках. Позже от них возникли народы, названные индоевропейцами. И сейчас еще у этих народов: русских, англичан, индийцев, греков, персов — немало слов, которые произносятся почти одинаково.

Начало земледелия и скотоводства

Страницы: 2 3 4 5

ЦЕНТРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА Не везде на земном шаре были места, благоприятные для окультуривания растений и приручения диких животных. Учёные называют пять таких центров. Важнейшие — в Западной Африке, в Восточной Азии и на суше между Чёрным и Средиземным морями (на территории современной Турции). Ледник туда щ> дошёл. Люди охотно там селились, и так постепенно возникали большие земледельческие поселения. Оттуда культурные растения и домашние животные распространились по всему миру. БЫТ И ЗАНЯТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ Когда люди научились обрабатывать землю, они стали строить себе настоящие жилища, используя гибкие прутья и глину, деревянные палки и брёвна. Сначала жилища были круглой или овальной формы. Селения строили возле рек. В одном таком селении могло проживать до 300 человек, а в одном жилище — 30—60 сородичей. Люди уже не боялись отправляться в далекие странствия водным путём. Раньше они переплывали через реку, держась за ствол дерева или надутый кожаный мешок. Теперь придумали удобный и надёжный транспорт — лодку. Её выдалбливали и выжигали из толстого дерева. Главными занятиями мужчин ещё долго оставались охота и рыболовство. Орудия труда стали намного лучше. Ножи, наконечники копий, стрел, гарпунов, изготовленные из камня или костей диких животных и больших рыб, поражают тщательностью обработки и красотой. Для охоты на зверей и птиц стали использовать лук и стрелы. Выследить пугливых зверей было непросто, зато человек изучил их повадки. Это помогло приручить некоторых из них: козу, овцу, свинью, осла, а позже — корову. Так возникло скотоводство. Ещё раньше человек приручил собаку, которая с тех пор стала его верным другом и помощником. Уход за домашними животными помог человеку сделать ещё одно важное открытие. Оказывается, совсем необязательно убивать животное, чтобы из его шкуры сделать себе одежду. Можно стричь или счёсывать шерсть и делать из неё нитки. Так возникли прядение и ткачество.

Факторы плодородия

Обработанное поле

Почва — верхний слой земной коры, обладающий плодородием. Дословная расшифровка слова («плодородие» — родить плоды), под плодами в производстве растениеводческой продукции (продукты для питания человека или корма для животных) понимается урожай растений. Плодородие почвы является основным показателем, характеризующим качество почвы. Это способность почвы служить культурным растениям средой обитания, источником и посредником в обеспечении земными факторами жизни (вода, питательные элементы, почвенный воздух) и выполнять экологическую функцию.

Основные показатели почвенного плодородия, необходимые для формирования высоких урожаев большинства возделываемых сельскохозяйственных культур:

  • агрофизические (плотность почвы в среднем около 1,1 — 1,2 г/см3, пористость 50 — 55 %, из которой 25 — 30 % приходится на почвенный воздух; мелкокомковатая структура, водопрочность макроструктуры (10,0 — 0,25 мм) составляет более 40 %);
  • биологические (содержание гумуса не менее 2,5 — 3,5 %; биоактивность почвы — высокая, фитосанитарное состояние (на уровне экономического порога вредоносности, отсутствуют возбудители болезней и вредители));
  • агрохимические (кислотность почвы 6,0 — 6,5 (близка к нейтральной), сумма поглощённых оснований 7 — 12 мг.экв/100 г. почвы, содержание подвижных соединений азота от 30 до 50, фосфора 150—250, калия 200—300 мг/кг, содержание микроэлементов: Cu — 0,8 — 1,2; Mo — 0,2 — 0,4; B — 0,5 — 0,6; Zn — 5,0 — 7,0 мг/кг).

Системы земледелия

Основная статья: Система земледелияСкашивание зерновых в Германии, 1948 год

Система земледелия — комплекс взаимосвязанных агротехнических мелиоративных и организационных мероприятий, направленных на эффективное использование земли, сохранение и повышение плодородия почвы, получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур (сис. землед. включает следующие системы: севооборотов, обработки почвы, удобрений, защиты растений и др.)

Основные виды систем земледелия:

  • Адаптивно-ландшафтная система земледелия — представляет собой сложный комплекс экологически безопасных технологий производства растениеводческой продукции и воспроизводства плодородия почвы, обеспечивающих агрономическую и экономическую эффективность использования агроландшафтов конкретного хозяйства на основе агроэкологической группировки земель. Агроландшафт — природно-территориальный комплекс, естественная растительность которого на подавляющей его части заменена агроценозами. Агроэкологическая группировка земель — условное объединение земель в категории, отражающие их свойства и качество с учётом природно-экологических и социально-экономических условий.
  • Зернопаровая система — система земледелия, при которой преобладающую площадь пашни занимают зерновые культуры, значительная площадь отведена под чистые пары и плодородие почвы поддерживается и повышается обработкой почвы и применением удобрений.
  • Пропашная система — система земледелия, при которой большую часть пашни занимают посевы пропашных культур, а плодородие почвы поддерживается и повышается за счет интенсивного применения удобрений.
  • Травопольная система — система земледелия, при которой часть пашни в полевых и кормовых севооборотах используется под многолетние травы, являющиеся кормовой базой и главным средством поддержания и повышения плодородия почв.
  • Плодосменная система — система земледелия, при которой не более половины площади пашни занимают посевы зерновых, на остальной части возделываются пропашные и бобовые культуры.
  • Почвозащитная система — система земледелия, основанная на зерно-паровых севооборотах с полосным размещением сельскохозяйственных культур и пара, плоскорезной обработке почвы, внесении удобрений и мероприятиях по накоплению влаги.

> Системы обработки почвы

  • отвальная
  • безотвальная
  • минимальная
  • специальная
  • гравитационная
  • нулевая обработка

Законы земледелия

  • Закон минимума, оптимума, максимума. Величина урожая определяется фактором, находящимся в минимуме. Наибольший урожай получается при оптимальном действии факторов. При максимальном (избыточном) действии фактора урожай также снижается.
  • Закон равнозначности и незаменимости факторов жизни растений.
  • Закон совокупного действия факторов жизни растений. Сумма эффектов от каждого фактора в отдельности всегда меньше эффекта от совместного действия факторов.
  • Закон возврата. Необходимо возместить вынос элементов минерального питания с избытком.
  • Закон плодосмены.
  • Закон убывающего плодородия (закон Тюрго-Мальтуса, закон убывающей отдачи). Повышение удельного вложения энергии в агросистему не даёт адекватного пропорционального увеличения её продуктивности.
  • Закон минимума. Данный закон утверждает, что величина урожая определяется фактором, находящимся в минимуме. Впервые этот закон сформулировал Ю. Либих. Он считал, что рост урожая прямо пропорционален увеличению количества фактора, находящегося в минимуме, то есть для наглядной демонстрации закона минимума использовали так называемую «бочку Добенека», клетки которой условно обозначают отдельные факторы жизни растений. Они неодинаковы по высоте, каждая соответствует наличию определенного фактора. Пунктиром показан максимально возможный урожай растений при оптимальном наличии всех факторов (бочка заполнена доверху). Однако фактический урожай определяется высотой самой низкой клёпки, то есть количеством фактора, находящегося в минимуме. Если заменить данную клёпку, то уровень воды в бочке (урожай растений) будет определять другая клёпка, которая при изменившихся условиях окажется минимальной по высоте. Кажущаяся простота и очевидность действия закона минимума, однако, требуют уточнения. Некоторые исследователи выявили относительный характер этого закона. А. Майер показал, что закон минимума необходимо принимать с учетом действия не только питательных веществ растений, но и всей совокупности факторов жизни. Э. Вольни распространил закон минимума и на качество урожая, установив зависимость действия отдельного фактора от всей совокупности других факторов. Ю. Либих был вынужден признать понижающийся эффект каждого увеличения отдельно взятого фактора.

> См. также

  • Сельское хозяйство
  • Точное земледелие
  • Канадский ранг

Примечания

  1. Пшеница не сразу окультурилась
  2. K. Tanno, G. Willcox, How Fast Was Wild Wheat Domesticated? Science. 31/03/2006
  3. Е. С. Бондаренко. Поселения неолитического периода на Ближнем Востоке. Восточное Средиземноморье IX—VI тыс.до н. э.
  4. Блаватская Т. В., Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э., М., 1966.
  5. Мерперт Н. Я., Р. М. Мунчаев., Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии, «Советская археология», 1971, № 3.
  6. Массон В. М., Средняя Азия и Древний Восток, М. — Л., 1964; Braidwood R.J., Howe В., Prehistoric investigations in Iraqi Kurdistan. , Studies in ancient oriental civilization, № 31, Chi., .
  7. Маркович В. И., Буго-Днестровская культура на территории Молдавии, Киш., 1974.
  8. .Миков В., Культура неолита, энеолита и бронзы в Болгарии, «Советская археология», 1958, № 1; Georgiev G.J., Kulturgruppen der Jungstein-und der Kupferzeit in der Ebene von Thrazien (Sudbulgarien), в кн.: L’Europe a la fin de l’age de la pierre, Praha, 1961.
  9. Kutzian J., The Koros culture, t. 1—2, Dissertationes Pannonicae…, ser. 2, № 23, , 1944—47; Milojcic V., Koros — Starcevo — Vinca, в кн.: Reinecke — Festschrift…, Mainz, 1950.
  10. Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Brunton С., Mostageddaand the Tasian culture, L,, 1937; Baumgartel Е.J., The cultures of prehistoric Egypt, L. , 1960.
  11. Массон В. М., Средняя Азия и Древний Восток, М. — Л., 1964.
  12. Доклад о первом периоде раскопок поселения Хэмуду // Каогу сюэбао. 1978. № 1. С. 39 — 94.
  13. У Юйсянь Первобытное искусство культуры хэмуду // Вэньу. 1982. № 7. С. 61 — 69.

Ссылки

  • Краткое обозрение истории земледелия. Баснословные времена

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4000395-4

Земледелие — один из основных и важнейших элементов нашей цивилизации за весь известный нам период её существования. Именно с началом земледелия и переходом к оседлому образу жизни связано формирование того, что мы понимаем под терминами «общество» и «цивилизация».

Почему первобытные люди перешли от охоты и собирательства к возделыванию земли? Этот вопрос считается давно решенным и входит в такую науку как политэкономия довольно скучным разделом.

Научный взгляд примерно такой: первобытные охотники и собиратели чрезвычайно сильно зависели от окружающей его природы. Вся жизнь древний человек вел жестокую борьбу за существование, в которой львиную долю времени занимал поиск пищи. И вследствие этого весь прогресс человека ограничивался довольно незначительным совершенствованием орудий добычи средств пропитания.

А тут еще прирост населения пошёл в геометрической прогрессии (быстро в смысле), есть стало совсем мало, а голодных совсем много однако. Охота и собирательство уже не могли прокормить всех членов первобытной общины. И общине не оставалось ничего другого как освоить новую форму деятельности — земледелие, для чего требовался, в частности, оседлый образ жизни. Вот такой-то переход к земледелию стимулировал развитие орудий труда, люди освоили строительство стационарного жилья, дальше начали формироваться социальные нормы общественных отношений и т.д. и т.п.

Данная схема кажется настолько логичной и даже очевидной, что все, как-то не сговариваясь, практически сразу приняли ее за истинную.

Но в последнее время появились противники этой теории. Первыми и, пожалуй, самыми серьезными «возмутителями спокойствия» оказались этнографы, которые обнаружили, что сохранявшиеся до последнего времени первобытные племена абсолютно не вписываются в стройную картину, рисуемую политэкономией. Закономерности поведения и жизни этих примитивных сообществ не просто оказывались «досадными исключениями», а в корне противоречили той схеме, по которой должно было бы вести себя первобытное общество.

Прежде всего, была выявлена высочайшая эффективность собирательства:

«И этнография, и археология накопили к настоящему времени массу данных, из которых следует, что присваивающее хозяйство — охота, собирательство и рыболовство — часто обеспечивают даже более стабильное существование, чем ранние формы земледелия… Обобщение такого рода фактов уже в начале нашего столетия привело польского этнографа Л.Кришивицкого к заключению, что «при нормальных условиях в распоряжении первобытного человека пищи более чем достаточно». Исследования последних десятилетий не только подтверждают это положение, но и конкретизируют его с помощью сравнений, статистики, измерений» (Л.Вишняцкий, «От пользы — к выгоде»).

Жизнь «примитивного» охотника и собирателя вообще оказалась весьма далека от всепоглощающей и суровой борьбы за существование. Но это все доводы!

Начало земледелия

Искусство земледелия — это слишком трудное искусство, чтобы новичок, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов. Очевидно, что поэтому раннее земледелие чрезвычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока. Основной культурой при этом становятся злаковые.

Пищевая эффективность злаковых растений не слишком высока — много ли зерна получишь, даже если засеешь им большое поле! «Если бы проблема действительно состояла в поиске новых источников пропитания, естественно было бы предположить, что агротехнические эксперименты начнутся с растениями, имеющими крупные плоды и дающими большие урожаи уже в диких своих формах»

Даже в «неокультуренном» состоянии клубнеплоды в десять и более раз превосходят злаки и зернобобовые по урожайности, однако древний человек по каким-то причинам вдруг игнорирует этот факт, находящийся в буквальном смысле у него под носом.

При этом, первооткрыватель-земледелец почему-то считает, что ему мало дополнительно взваленных на себя трудностей, и еще больше усложняет себе задачу, вводя еще и самую сложную обработку урожая, какую только можно было придумать.

Зерно — чрезвычайно трудоемкий продукт не только с точки зрения выращивания и сбора урожая, но и с точки зрения его кулинарной обработки. Прежде всего приходится решить проблему вышелушивания зерна из прочной и твердой оболочки, в которой оно находится. А для этого требуется специальная каменная индустрия.

По официальной точке зрения политэкономии, с переходом к земледелию человек решает свои «продовольственные проблемы» и становится менее зависимым от капризов окружающей природы. Но объективный и непредвзятый анализ категорически отвергает это утверждение, — жизнь только усложняется. По множеству параметров раннее земледелие ухудшает условия существования древнего человека. В частности, «привязывая» к земле и лишая его свободы маневра в неблагоприятных условиях, оно зачастую приводит к тяжелым голодовкам, практически незнакомым охотникам и собирателям.

Ну и насколько логичным и закономерным выглядит теперь переход наших предков от охоты и собирательства к земледелию ?..

Этнографы снова против

Этнографы давно уже убедились в том, что так называемый «примитивный» человек вовсе не так глуп, чтобы ввергать себя в столь суровые испытания, какие возникают на «пути к цивилизованности». Но с какой же стати вольные охотники и собиратели на заре нашей истории все-таки отказались от традиционных форм самообеспечения продовольствием и водрузили на себя ярмо тяжелейшего, изнурительного труда, которым является земледелие?

Археологические данные свидетельствуют о том, что попытка освоения земледелия, например, на Ближнем Востоке (X-XI тысячелетия до новой эры) происходила в условиях последствий некоего катаклизма глобального масштаба, сопровождавшегося резким изменением климатических условий и массовым вымиранием представителей животного мира. И хотя непосредственно катастрофические события имели место в XI тысячелетии до нашей эры, их «остаточные явления» прослеживаются археологами еще в течение нескольких тысячелетий.

  • Во-первых, конечно естественно, что в условиях сокращения «кормовой базы» вполне могла возникнуть ситуация острого дефицита пищевых ресурсов для наших предков, вынужденных вследствие этого осваивать новые способы обеспечения себя питанием. Но если случилась глобальная катастрофа, то как свидетельствуют дошедшие до нас мифы и легенды (причем буквально у всех народов) — при Потопе выжили лишь немногие. То есть сократилась и пищевая база, и численность людей.
  • Во-вторых, естественной реакцией примитивных племен, занимающихся охотой и собирательством, на сокращение «кормовой базы» является в первую очередь поиск новых мест, а не новых способов деятельности, что подтверждается многочисленными этнографическими исследованиями.
  • В-третьих, даже с учетом произошедших изменений климата «дефицит кормовой базы» не мог продолжаться долго. Природа же не терпит пустоты: экологическую нишу вымирающих животных тут же занимают другие… Но если восстановление естественных ресурсов вдруг почему-то и не происходило так быстро, как это реально бывает в природе, все равно оно требует гораздо меньше времени, чем освоить и развить целую систему техники земледелия (а еще предварительно и открыть ее!).
  • В-четвертых, также нет никаких оснований полагать, что в условиях сокращения «кормовой базы» будет наблюдаться резкий всплеск рождаемости. Примитивные племена близки к окружающему животному миру, и поэтому в них сильнее сказываются природные механизмы саморегуляции численности: увеличение рождаемости в условиях оскуднения природных ресурсов приводит в том числе и к увеличению смертности…

И поэтому, хотя идея об определяющей роли роста населения в освоении земледелия и развитии культуры далеко не нова, этнографы до сих пор ее не принимают: у них достаточно фактических оснований для серьезных сомнений…

Таким образом теория «демографического взрыва» в качестве причины перехода к земледелию также не выдерживает никакой критики. И единственным ее аргументом остается факт сочетания земледелия с большой плотностью населения.

География же древнего земледелия заставляет еще больше усомниться в том, что на переход к нему наших предков подвигло резкое и внезапное сокращение «кормовой базы».

Про зерно и злаковые

Советский ученый Н.Вавилов в свое время разработал и обосновал метод, по которому оказалось возможным определять центры происхождения растительных культур. Согласно проведенным им исследованиям выяснилось, что подавляющее большинство из известных культурных растений ведет свое происхождение всего из восьми очень ограниченных по площади основных очагов.

Очаги древнего земледелия (по данным Н.Вавилова) 1 — Южномексиканский очаг; 2 — Перуанский очаг; 3 — Средиземноморский очаг; 4 — Абиссинский очаг; 5 — Переднеазиатский очаг; 6 — Среднеазиатский очаг; 7 — Индийский очаг; 8 — Китайский очаг

«Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Новосветские очаги приурочены к тропическим Андам, старосветские — к Гималаям, Гиндукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия» (Н.Вавилов, Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований»).

Все эти очаги, являющиеся, по сути, центрами древнего земледелия обладают весьма схожими климатическими условиями тропиков и субтропиков.

Но «Тропики и субтропики представляют оптимум условий для развертывания видообразовательного процесса. Максимум видового разнообразия дикой растительности и животного мира явно тяготеет к тропикам. Особенно это наглядно можно видеть в Северной Америке, где южная Мексика и Центральная Америка, занимая относительно ничтожную площадь, включают больше видов растений, чем весь необъятный простор Канады, Аляски и соединенных Штатов, взятых вместе (включая Калифорнию)» (там же).

Это определенно противоречит теории «дефицита кормовой базы» в качестве причины освоения земледелия, поскольку в этих условиях имеет место не только множественность видов, потенциально пригодных для сельского хозяйства и окультуривания, но и изобилие вообще съедобных видов, способное вполне обеспечить собирателей и охотников… Кстати, Н.Вавилов заметил и это:

«До сих пор в Центральной Америке и Мексике, также в горной тропической Азии, человек использует множество диких растений. Не всегда здесь легко разграничить культурные растения от соответствующих им диких» (там же).

Таким образом получается весьма странная и даже парадоксальная закономерность: земледелие возникло почему-то именно в наиболее изобильных районах Земли, — там, где предпосылок для голода было меньше всего. И наоборот: в регионах, где сокращение «кормовой базы» могло быть наиболее ощутимым и должно было (по всей логике) являться существенным фактором, влияющим на жизнь человека, никакого земледелия не возникло !!!

Другая «деталь»: сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете фигурирует по официальной версии узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность. А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле. Однако в такой точке зрения есть некое «шулерство» или манипуляция данными (как вам будет удобно).

Дело в том, что данный регион (по исследования Н.Вавилова) действительно является родиной той группы пшениц, которая называется «дикой». Кроме нее на Земле есть еще две основные группы: твердая пшеница и мягкая. Но оказывается, что «дикая» вовсе не означает «прародительница».

В результате глобального исследования различных видов пшеницы Н.Вавилов установил целых три независимых друг от друга очага распространения (читай — мест происхождения) этой культуры. Сирия и Палести оказались родиной «дикой» пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) — родиной твердых пшениц; а предгорья Западных Гималаев — центром происхождения мягких сортов пшеницы.

Регионы происхождения различных видов пшеницы по данным Н.Вавилова 1 — твердые сорта; 2 — «дикая» и пшеница-однозернянка; 3 — мягкие сорта

Различие видов пшеницы заключено на глубочайшем уровне: пшеница-однозернянка обладает 14 хромосомами; «дикая» и твердые пшеницы — 28 хромосомами; мягкие же пшеницы имеют 42 хромосомы. Но даже между «дикой» пшеницей и твердыми сортами с одинаковым количеством хромосом оказалась целая пропасть. И более того, аналогичная картина «оторванности» культурных видов от регионов распространения их «диких» форм наблюдается еще у целого ряда растений (горох, нут, лен, морковь и т.д.) !!!

Итак, что же в итоге?..

  1. С точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами, переход древних охотников и собирателей к земледелию является крайне невыгодным, но они все-таки совершают его.
  2. Земледелие зарождается именно в наиболее изобильных регионах, где полностью отсутствуют какие-либо естественные предпосылки для отказа от охоты и собирательства.
  3. Переход к земледелию осуществляется в зерновом, самом трудоемком его варианте.
  4. Очаги древнего земледелия территориально разделены и сильно ограничены. Различие культивируемых в них растений указывает на полную независимость этих очагов друг от друга.
  5. Сортовое разнообразие некоторых из основных зерновых культур обнаруживается на самых ранних стадиях земледелия при отсутствии каких-либо следов «промежуточной» селекции.
  6. Древние очаги возделывания целого ряда культурных растительных форм почему-то оказались географически удалены от мест локализации их «диких» сородичей.

Подробный анализ камня на камне не оставляет на «логичной и ясной» официальной точке зрения, а вопрос возникновения земледелия на нашей планете из скучного раздела политэкономии переходит в разряд самых загадочных страниц нашей истории. И достаточно хоть немного окунуться в ее подробности, чтобы понять всю невероятность случившегося.

Пойдем парадоксальным путем: попробуем объяснить невероятное событие через причины, которые могут показаться еще более невероятными. А для этого допросим свидетелей, которые и осуществляли собственно переход к земледелию. Тем более, что деваться нам некуда, поскольку единственной иной на текущий момент точкой зрения, отличной от официальной версии, является лишь та, которой придерживались наши древние предки и которая прослеживается в мифах и преданиях, дошедших до нас с тех далеких времен.

Наши предки были абсолютно уверены в том, что все произошло по желанию богов, спустившихся с небес. Именно они (эти боги) положили вообще начало цивилизациям как таковым, предоставили человеку сельскохозяйственные культуры и обучили приемам земледелия.

ВОТ! Так есть Боги то!

Весьма примечательным является тот факт, что данная точка зрения о связи происхождения земледелия с Богами господствует абсолютно во всех известных районах зарождения древних цивилизаций.

  • В Мексику кукурузу принес великий бог Кецалькоатль.
  • Бог Виракоча обучал земледелию людей в перуанских Андах.
  • Осирис дал культуру земледелия народам Эфиопии (т.е. Абиссинии) и Египта.
  • Шумеров приобщали к сельскому хозяйству Энки и Энлиль — боги, спустившиеся с небес и принесшие им семена пшеницы и ячменя.
  • Китайцам помогали в освоении земледелия «Небесные Гении».
  • А в Тибет «Владыки Мудрости» принесли фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле.

Второй примечательный факт: нигде, ни в каких мифах и легендах, человек даже не пытается поставить себе или своим предкам в заслугу освоение сельского хозяйства !!!

Прежде всего: весь вышеприведенный сравнительный анализ земледелия достаточно убедительно свидетельствует о том, что у человечества не было никаких «естественных» причин и предпосылок для перехода от охоты и собирательства к земледелию.

Во-вторых, мифология прекрасно объясняет факт, выявленный биологами и упомянутый выше, о «странной» множественности неродственных культурных видов основных зерновых в древних очагах земледелия и удаленность культурных форм от их «диких» сородичей: боги дали людям уже окультуренные растения.

В-третьих, версия «дара развитой цивилизации» способна объяснить и некоторые «странные» археологические находки, не вписывающиеся в общую официальную теорию происхождения земледелия.

В частности, в Америке: «…исследования показали, что в этом регионе в далекой древности кто-то проводил поразительно сложные анализы химического состава многих ядовитых высокогорных растений и их клубней. Причем эти анализы сочетались с разработкой технологии детоксикации потенциально съедобных овощей, чтобы сделать их безвредными. До настоящего времени «удовлетворительного объяснения того, каким путем шли разработчики этой технологии, нет», признается доцент антропологии Вашингтонского университета Дэвид Броумен» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).

И что еще обращает на себя внимание — именно в местах, где возникли очаги земледелия, потом зарождались и религии….Уж не Боги ли посеяли среди людей не только злаки, но и религию? Но это уже отдельная тема, а пока достаточно!

Земледелие и скотоводство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *