Конспект урока: «Жизнь лесных животных зимой» (1 класс)

Предмет: Окружающий мир

Тему: «Жизнь лесных зверей зимой»

Класс: 1 А

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи:

Обучающие:

-актуализировать уже известные знания учащихся об особенностях жизни зверей зимой на основе имеющихся представлений;

-сформировать новые знания об особенностях жизни зверей зимой.

Развивающие:

-развивать познавательную активность;

-развивать наблюдательность, любознательность, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к животным;

-формировать умение слушать собеседника, вступать в коллективное учебное сотрудничество, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.

Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: рисунки с изображением лесных зверей зимой, следов зверей на снегу; рисунок к игре «Найди ошибку».

.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

Наступили холода,

Превратилась в лед вода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Игра «Крестики — нолики»

(У учащихся на столе лежат карточки с изображением Х и 0, если утверждение верное, дети поднимают крестик, если не верное – нолик)

  1. Январь — это зимний месяц?

  2. Мы носим шорты зимой?

  3. Снегирь улетает в теплые края?

  4. Заяц меняет серую шубку на белую?

  5. Первый месяц зимы это февраль?

  6. Иней бывает летом?

  7. 31 декабря отмечают «День защиты детей»?

  8. Вьюга — зимнее явление природы?

  9. Зимой день короче?

  10. Правда ли, что зимой деревья тоже растут?

Отгадайте загадки:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка).

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

— Какова будет тема нашего урока? (Предположения детей)

— Тема нашего урока «Жизнь диких животных зимой» (тема урока)

3. Изучение нового материала.

1. Фронтальная беседа «Как звери готовятся к зиме».

– Как звери готовятся к зиме?

– У каких млекопитающих меняется окраска и густота шерсти? (У зайца, лисы, белки.)

– Какие звери делают «зимние» запасы? (Белка, полевка.)

– Кто не делает запасов на зиму? (Ёж, медведь, летучие мыши, барсук, так как они проводят это время в глубоком сне. Эти звери наедаются хорошенько за осенние месяцы и становятся «жирными».)

– Верно, жир – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.

– Все ли животные спят зимой? (Нет.)

– Жизнь продолжается и под снежным покровом. Глубоко в земле, и своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.

– Какую же роль выполняет снег в жизни лесных зверей?

Рассказ В. Бианки «На дне снежного моря».

«Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими лапами твёрдую, как камень, мерзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?

Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Человеку снежное море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно! Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.

На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом,– вроде как выезжают зимой на дачу.

И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.

А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом голенькие слепые мышенята-полёвочки только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!»

– Что нового вы узнали из рассказа В. Бианки?

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревца всё выше, выше.

Хомка-хомка хомячок

Полосатенький бочок

Хомка рано встает

Щечки моет, глазки трет

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать

3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (стр. 36–37).

– Рассмотрите разворот учебника «Жизнь лесных зверей зимой». Садитесь на борт вертолета – и отправляемся в путь.

– Каких зверей вы видите с вертолета? (С вертолета можно увидеть лося и лису.)

– Каких зверей не видно с вертолета? (Не видно с вертолета белку, так как она в дупле; медведя в берлоге; зайца на фоне белого снега.)

– Расскажите, что вы знаете об этих животных.

4. Работа по рабочей тетради ( стр. 27)

— Внимательно рассмотрите картинки и раскрасьте тех животных, которые запасают пищу и жир на зиму?

— Кого вы раскрасили? (ёж, медведь, белка, барсук, мышка – полевка)

5. «Найди ошибку»

Каждому ученику раздается картинка, они должны найти то, что не соответствует изучаемому времени году.

— Посмотрите на картинки, как вы думаете, что не так? Что художник изобразил неверно? (Ответы учеников?)

4. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Чьи следы на снегу?»

На доске картинки с животными и их следами, ученики должны найти и сопоставить след и кому он принадлежит

— Посмотрите на доску, скажите, где следы: лося, белки, зайца, сороки, волка?

2. И г р а «Найди ошибку».

– Рассмотрите рисунок. Художник нарисовал зимний лес, но сделал несколько ошибок. Что неправильно на этом рисунке?

– Какие времена года встретились здесь с зимой

3. В и к т о р и н а «Кто зимой не спит?».

1. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом… К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью. (Белка.)

2. Очень ловкий хищный зверек, «самый маленький хищник» – называют этого зверька. Неутомимый охотник за мышами и полевками. Зимой становится целиком белым. (Ласка.)

3. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк.)

4. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днем, а ночью отдыхает. Детеныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (Кабан.)

5.Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие животные спят зимой?

– Какие животные не спят зимой?

>Жизнь лесных зверей зимой

Урок: Жизнь лесных зверей зимой

План-конспект занятия по окружающему миру по теме: Жизнь животных зимнего леса.

Тема занятия: «Жизнь животных зимнего леса» 1класс ФГОС.

Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы

Задачи:

  • дать воспитанникам представление о том, как зимуют дикие звери и птицы;
  • научить ребят распознавать следы лесных обитателей;
  • развивать логическое мышление, память, речь;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картинки животных, детские рисунки.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Ребята, вы, конечно же, помните сказку «Колобок». В какое время года в сказке происходило действие? (Летом.)

– Ребята, скажите какие времена года вы знаете ещё? (Осень, зима, весна.)

– А вы представьте себе, что бабушка испекла дедушке колобок в другое время года. А в какое время года – вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Снег на полях,
Лёд на реках.
Вьюга гуляет
Когда это бывает?

– Так в какое время года бабушка испекла дедушке колобок?

(Время года – зима.)

– Ребята, сегодня к нам на урок в гости пришёл колобок. Слайд2

(Учитель показывает колобка.)

– Ребята, он никогда не видел зиму и просит, чтобы мы ему рассказали о ней. А чтобы ничего не забыть я приглашаю вас, в путешествие по зимнему лесу. (Рассказы детей о зиме)

Слайд3

Молчаливо стоит зимний лес, притихший под тяжестью навалившегося снега. Ветки кустарников изогнулись до самой земли. Какие только чудеса не увидишь зимой в лесу! Камни и кочки с огромными шапками снега похожи на фантастические чудовища. Даже обычный пень стал похож на огромный гриб.

Тихо! Лишь изредка прокричит птица, да иногда нарушит сонное царство, упавший с разлапистой ели ком снега. Красиво в зимнем лесу. Зима стала полновластной хозяйкой. Но жизнь в лесу не замерла, не остановилась. О жизни животных зимой, их повадках можно прочесть на страницах «снежной книги», но для начала я предлагаю вам отгадать зимние загадки.

Загадки

Когда всё укрыто седыми снегами,
И солнышко рано прощается с нами (Зимой.)

Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз.)

Слайд4

Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнёт перинкой —
Над миром снежинки! (Зима.)

Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит — слёзы льёт. (Зима.)

А кого можно встретить в зимнем лесу вы сейчас догадаетесь, прослушав стихотворение:

Я попадаю в зимний лес,
А может, просто в сказку.
Он полон радостных чудес,
Зимы надел он маску.
Иду по мягкому ковру,
Зима его соткала.
Кусты, деревья все в снегу,
Метель их одевала.
Вот кто-то белый, как снежок,
Меня, увидев, скрылся,
Лишь след от быстрых его ног

У сосен появился.

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц.)

Слайд 5,6,7

ЗАЯЦ

А где же у зайки домик?
Чем он питается зимой?
Почему он ходит в белой шубке?

– Давайте расскажем колобку, как живётся зайцу зимой. (Зимой заяц меняет шерсть: летом серый, а зимой белый. Чтобы его было мало заметно на снегу. Очень трудно бывает зимой. Не хватает еды, заяц питается корой деревьев.)

Ещё зимой в лесу можно повстречать зверя, а какого вы догадаетесь, отгадав следующую загадку:

Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)

Слайд 8,9

– Как живётся волку зимой? (Волк зимой злой, голодный. Волку трудно зимой, не хватает еды.)

ВОЛК
Семейство псовых. Волк – осторожный и умный зверь. Живут волки парами или семьями. Спят под открытым небом. Нору – логово волки устраивают только для выведения потомства. Волки строго соблюдают границы своей территории и никогда не охотятся на территории чужой стаи, которую они отличают по запаху.

Не узнать зимой поджарого летом волка. Оделся он в пышную шубу с густым, тёплым подшерстком и сразу преобразился. В самые лютые морозы такой мех позволяет ему устраивается на лёжку, прямо на снегу. Зимой в глубоком снегу волки ходят цепочкой, след в след. Кажется, что прошёл один волк, а не стая серых разбойников. Некоторые виды волков занесены в Красную книгу.

– В лесу зимой можно встретиться ещё с одним обитателем, догадайтесь с кем, отгадав загадку:

Между сосен и берёз
Ходит-бродит рыжий хвост.
С рыжими боками, с хитрыми глазами.
Берегитесь, зайцы, этот зверь кусается. (Лиса.)

Слайд 10,11,12

– Как живётся лисе зимой? (Лиса живёт в лесу в норе. У лисы красивый пушистый хвост. Зимой лисе тоже бывает трудно. Бывает целый день бегает, а еды не находит.)

ЛИСА.

Семейство псовых. Зимой по заснеженной опушке бежит лиса, то и дело останавливается, прислушивается. Потом вдруг неожиданно подпрыгивает и падает в снег. Кажется, что танцует рыжая красавица. Нет, это она на мышей охотится, мышкует, так говорят охотники. Чтобы ей насытиться, надо поймать не менее 20 мышей. У лисы острый слух.

Осенью все лисы уходят из норы и разбредаются по лесу. Зиму каждая проводит в одиночестве. Зимой у лисы под любым кустом дом: свернётся клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замёрз, и спит.

– Отгадав загадку, мы узнаем, с кем можно ещё встретиться:

Быстрый, маленький зверёк
По деревьям скок-поскок. (Белка.)

Слайд 13,14

– Расскажите про белку. (Белка живёт в дупле. Делает на зиму запасы еды: грибы, орехи. Зимой от холода её спасает шерсть.)

БЕЛКА

У белки к зиме шубка из рыжей превратилась в серую, хвост распушился, кисточки на ушах увеличились в несколько раз.

Под некоторыми елями рассыпано множество веток, будто кто-то состриг их специально с дерева. Голодно белке. Если мало еловых семян, то приходится ей кормится грубым кормом – почками ели. С полюбившегося дерева она срезает иногда до 5.000 побегов. В неурожайные годы, когда нет семян елей, белки, вынуждены в поисках корма подходить к городкам и посёлкам. В сильные морозы по несколько дней белка не выходит на кормёжку из гнезда.

-А ещё в зимнем лесу можно встретить этого зверя (отгадайте загадку):
Если есть у кисочки на ушах 2 кисточки,
Эту киску берегись, потому что это …
Слайд 15,16

РЫСЬ

Относится к семейству кошачьих. Она прекрасно лазает по деревьям, видит в темноте, у неё прекрасно развит слух и слабое обоняние. Она может бесшумно подкрадываться и часами сидеть в засаде. Добыча рыси – тетерева, детёныши оленей. Ловит рысь и зайцев, и мышей, и других грызунов. На домашних животных она почти не нападает. Занесена в Красную книгу.

А вот для вас ребятки ещё две загадки:
1. Непоседа пёстрая птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.(сорока)
2. Как откроет рот – кошмар,
Слышно только: кар – кар – кар!(ворона)

Игра «Угадай, чьи следа». Слайд 17,18,19,20,21.

— Давайте поиграем и узнаем, сможете ли вы угадать, чьи это следы.

Закрепление.

– Колобку понравилось в зимнем лесу. Он много нового узнал про жизнь зверей зимой.

Зимой животным живётся трудно, не хватает еды, холодно. От морозов спасает пушистая, тёплая шерсть. В лесу живут разные звери. Для них лес – родной дом и кормилец.

Все звери оставляют в лесу на снежном покрывале свои росписи в виде следов. Безусловно, зима — это очень суровое испытание для животных в лесу, но в отличие от людей к ним она не приходит неожиданно…

Колобку стало жаль зверей. Он не знает как помочь, чтобы им жилось хорошо. А вы, ребята знаете?(Мы должны беречь лес. Когда леса будет много, то и корма для зверей будет хватать.)

Итог занятия.

– Ребята, что нового Вы узнали на занятии? Как мы должны относиться к окружающей нас природе, животным? Колобок очень много узнал о зиме и о жизни животных в лесу. Он благодарит вас за увлекательный рассказ.

Главное, что сегодня гуляя по зимнему лесу, вы никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы. Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.

Спасибо за работу!

Жизнь животных зимой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *